Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Понятие «населенный пункт» законодатель прямо не раскрывает. Как правило, под ним понимают первичную единицу расселения людей. При этом муниципальное образование – более крупная территориальная единица, создаваемая в одной из форм, предусмотренных абз. 10 ч. 1 ст. 2 Федерального закона о местном самоуправлении, в том числе, в форме внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Однако в городах федерального значения все наоборот. Так, налоговые инспекции, исходя из их практики:
- во-первых, по сути приравнивают г. Москву, г. Санкт-Петербург и г. Севастополь (т. е. субъекты РФ) к понятию «населенный пункт» и при этом,
- во-вторых, не обязывают регистрировать смену места нахождения, если юр.лицо «переезжает» в рамках любого из этих субъектов – из одного внутригородского муниципального образования в другое.
Таким образом, для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя понятие «населенный пункт» – это более крупная территориальная единица, чем муниципальное образование. Если он остается прежним, то сохраняется и место нахождения, и, следовательно, допустимо указание в уставе юр.лица местом его нахождения населенный пункт – город федерального значения без уточнения внутригородской территории.
Однако стоит отметить, что ФНС России еще не давала официальных разъяснений о регистрации юр.лиц в пределах города федерального значения. Вероятно, это связано с тем, что теперь в каждом городе-миллионнике создана единая налоговая инспекция и у их сотрудников не возникает вопроса о месте нахождения юр.лица в пределах города федерального значения.